Проекты и инициативы

1 | Производство транспортных самолетов Ил-76МД-90А

В Ульяновске запущено производство тяжелых транспортников Ил-76МД-90А. Для серийного выпуска этих машин на предприятии АО «Авиастар-СП» проведено серьезное техническое перевооружение. Завершается строительство новой поточной линии. Она значительно сократит циклы сборки агрегатов, стыковки планера, когда производство будет поставлено на поток.

В 2018 году начаты летные испытания первого российского самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А. Головной разработчик воздушного судна Ил-78М-90А –  Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина, изготовитель – завод «Авиастар-СП». Новая усовершенствованная модификация топливозаправщика создана на базе новейшего военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. Проектирование и создание конструкторской документации, производство воздушного судна осуществлялось на основе современных цифровых технологий. На топливозаправщике установлены современные пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи, «стеклянная» кабина, которые отвечают всем современным требованиям к авионике воздушных судов и значительно увеличивают безопасность полетов и точность самолетовождения.

Самолет оснащен четырьмя двигателями нового поколения ПС-90А-76 с повышенной степенью двухконтурности и увеличенной взлетной тягой. Их удельный расход топлива на 12−14% ниже, чем у двигателя Д-30КП, установленного на предыдущие модификации самолетов-топливозаправщиков. В результате Ил-78М-90А отличается повышенной дальностью и может брать большее количество топлива для заправки самолетов. В случае необходимости, на него может быть установлено оборудование для пожаротушения.

В перспективе Ил-78М-90А станет основным топливозаправщиком, приспособленным для дозаправки в воздухе воздушных судов дальней, фронтовой и специальной авиации. Самолёт способен производить одновременную заправку двух самолётов фронтовой авиации (типа Су-27, МиГ-29).  С хвостового агрегата возможна заправка самолётов дальней и специальной авиации. Также, при использовании Ил-78М-90А на земле возможна одновременная заправка до четырёх воздушных судов.

Окончательная сборка серийных топливозаправщиков будет осуществляться на ульяновском заводе «Авиастар-СП», где в настоящее время ведутся работы по установке поточной линии окончательной сборки тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А и топливозаправщиков Ил-78М-90А.

Линия состоит из нескольких станций, обеспечивающих полную сборку самолетов. Одна из самых важных — станция стыковки отсеков фюзеляжа и сборки планера, которые включают в себя стенды бесстапельной автоматизированной сборки российского производства.

Автоматизация процессов позволит уменьшить время стыковки фюзеляжа и сборки планера. Контроль правильности сборки будет выполняться средствами лазерно-оптических измерительных систем. Новая линия позволит снизить трудоемкость стыковочных работ, обеспечить контролируемое качество, уменьшить зависимость от квалификации технического персонала.

2 | Техническое обслуживание и ремонт воздушных судов

Выполнение работ по техническому обслуживанию самолетов производства АО «Авиастар-СП» осуществляет дочернее предприятие – АО «Центр технического обслуживания и ремонта авиационной техники «Авиасервис» (АО «ЦТО и РАТ «Авиасервис»).

ЦТО и РАТ выполняет все виды технического обслуживания ВС производства АО «Авиастар-СП», Ил-76ТД, В-300, предусмотренные «Регламентами технического обслуживания» на каждый тип ВС и Сертификатом соответствия №2021110188 на право выполнения ТО АТ.

Работы организуются в соответствии с требованиями НТЭРАТ ГА-93, руководящих документов ПРИВ МТУ ВТ Росавиации; ФАВТ на основе договоров на ТО ВС.

Работы по выполнению технического обслуживания на самолетах Ту-204 всех модификаций, Ан-124-100, Ил-76ТД и самолетах малой авиации В-300 осуществляет цех по поддержанию летной годности (ПЛГ ВС) во взаимодействии с другими подразделениями, обеспечивающие данный вид работ. Цех ПЛГ ВС оснащен высококвалифицированными специалистами, необходимым оборудованием, инструментом и средствами коммуникаций.

Цехом ПЛГ ВС выполняются также доработки по бюллетеням, ремонту, доработки под тип ВС Ан-124 и Ту-204 всех модификаций с участием разработчиков ВС и подразделений АО «Авиастар-СП».

3 | Центр кастомизации воздушных судов

На авиасалоне МАКС-2017 Губернатор Сергей Морозов подписал соглашение с президентом Корпорации «Иркут» Олегом Демченко о создании в ульяновской Портовой особой экономической зоне центра кастомизации.

21 февраля 2018 года в Ульяновске состоялось заседание экспертного совета ПОЭЗ, на котором был заслушан и одобрен к реализации проект компании «Иркут-Техникс» по созданию Центра кастомизации воздушных судов. Планируется, что на базе промышленного комплекса разместится производство элементов интерьера салона и покраски самолётов SukhoiSuperjet100 и МС-21. 

4 | Центр подготовки инженерно-управленческих кадров для авиастроения

Правительство Ульяновской области совместно с АО «Авиастар-СП» запускает инновационный образовательный проект по созданию в регионе межрегионального центра компетенций в области логистики и транспорта. Заявка прошла отбор на федеральном уровне и получила финансирование. При участии ведущих предприятий кластера формируется современная площадка сетевого взаимодействия образовательных организаций и обучения по новым федеральным государственным стандартам в масштабах не только региона, но и всей страны.

5 | Участие в кооперации по самолету МС-21

28 мая 2017 года на аэродроме Иркутского авиационного завода – филиала ПАО Корпорация «Иркут» (в составе ОАК) состоялся первый полет нового пассажирского самолета МС-21-300. МС-21 создан в широкой кооперации, где наряду с «Иркутом» активно участвуют и другие предприятия ОАК: АэроКомпозит, Ульяновский и Воронежский авиазаводы, ОАК-Центр комплексирования. Это – важный этап формирования новой индустриальной модели ОАК.

По нашим оценкам, в ближайшие 20 лет в сегменте МС-21 мировой спрос составит около 15 000 новых лайнеров. Основной вклад в улучшение летно-технических характеристик самолета внесет крыло из полимерных композиционных материалов, впервые в мире созданное для узкофюзеляжных самолетов вместимостью свыше 130 пассажиров. Доля композитов в конструкции самолета МС-21 – свыше 30% – уникальна для этого класса лайнеров.

АО «Авиастар-СП» является крупнейшим поставщиком агрегатов по программе МС-21. Предприятие изготавливает комплекты панелей на отсеки фюзеляжа Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, Ф5; подкилевой отсек и отсек ВСУ; все двери (11 дверей на каждый самолёт); хвостовое оперение (киль и стабилизатор в сборе с рулями направления и высоты). В рамках кооперации ульяновское самолётостроительное предприятие АО «Авиастар-СП» завершило сборку подкилевого отсека. В настоящее время элемент фюзеляжа подготовлен к отправке в Иркутск для дальнейшей сборки авиалайнера.

УКБП ведет разработку блоков и систем из состава бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО).

Впервые в мировом авиастроении в 2015 году российские специалисты на ульяновском предприятии АО «АэроКомпозит-Ульяновск» начали изготавливать силовые элементы консолей крыла и панели центроплана с применением инфузионной технологии и автоматизированной выкладки сухого углеродного наполнителя. Освоена и реализуется технология сборки композитных и металлокомпозитных конструкций, ранее не применявшаяся в России, для изготовления композитного крыла для самолета МС-21.

Поддержка промышленных кластеров стала одним из элементов принятой в середине десятилетия промышленной политики Российской Федерации. 31 июля 2015 года было подписано постановление правительства РФ №779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров». Согласно документу, были определены критерии предоставления поддержки кластерам и требования к совместному кластерному проекту. Такой кластер должен включать не менее 10 участников – промышленных предприятий, и не менее одного предприятия – финалиста. Между участниками должна быть выстроена кооперация – не менее 20% выпуска промышленной продукции должно использоваться партнёрами по кластеру, исключение делается только для финишёра. Наконец, требуется, чтобы специализированная организация, которая будет координировать совместные проекты, была учреждена не менее, чем половиной участников кластера.

Ульяновская область стала одним из первых субъектов, который получил возможность претендовать на государственные меры поддержки по программе Минпромторга России. Стартовым и крупнейшим совместным кластерным проектом станет перспективный пассажирский самолёт МС-21. Корпорация «Иркут» сформировала функциональную карту кластера, в которой обозначены поставщики тех или иных комплектующих. Сегодня работы по формированию кластера ведутся как минимум с десятью компаниями, расположенными в Ульяновской, Нижегородской и Иркутской областях. Среди них ульяновский «Авиастар-СП», выпускающий панели, двери и люки и другие агрегаты, «Аэрокомпозит-Ульяновск», поставляющий композитное крыло, производитель элементов авионики УКБП, компании «Промтех-Иркутск» и «Промтех-Ульяновск», производящие трубопроводы, кабельные сети и жгуты, нижегородские компании «Гидромаш» и «Теплообменник». Ряд компаний будет осуществлять финальные операции – от покраски (эти работы будут закреплены за «Спектр-Авиа») и установки интерьера (закреплено за компанией «Иркут-Техник») до передачи заказчикам. Три из этих компаний – «Промтех-Ульяновск», дочернее предприятие УКПБ «Интеравионика», «Иркут-Техник» – являются резидентами особой экономической зоны «Ульяновск».

6 | Производство среднего транспортного самолета Ил-276

Поставлена задача обеспечить максимальную долю унификации с производством Ил-76 и Ил-78, что позволит повысить эффективность затрат на производство. В настоящее время участниками ведется проработка архитектуры проекта.

7 | Производство бортовых кабельных сетей для воздушных судов

Резидент ОЭЗ компания ЗАО «Промтех-Ульяновск», запуск производства которой произведен в 2016 году, производит бортовые кабельные сети (БКС) для воздушных судов для предприятий авиационной промышленности России.

ЗАО «Промтех-Ульяновск» входит в состав холдинга «Промышленные технологии», который активно работает на рынке проектирования, производства, поставок комплектующих изделий и сервисного обслуживания авиационных бортовых систем более 15 лет.

Создание серийного производства современных БКС на базе ЗАО «Промтех-Ульяновск» завершает формирование единой кооперационной цепочки предприятий, охватывающей полный производственный цикл: разработка – ОКБ «Аэрокосмические системы» (г. Дубна Московской области, территориальная близость к головным конструкторским бюро, находящимся в Москве), отработка и внедрение современных и перспективных технологий производства авиационных БКС – «Промтех-Дубна» (территориальная близость к разработчику БКС), серийное производство авиационных БКС по технологическим процессам, отработанным в Дубне – «Промтех-Ульяновск» (территориальная близость к конечному потребителю – АО «Авиастар-СП»).

Продукция ЗАО «Промтех-Ульяновск» применяется в составе изделий крупнейших авиастроительных предприятий РФ, в первую очередь, АО «Авиастар-СП», а также других предприятий, входящих в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация (ОАО «ОАК»), ОАО «Вертолеты России».

Завод в Ульяновске задействован и при производстве нового лайнера МС-21, есть перспективы сотрудничества по проекту SSJ (Сухой Суперджет 100). Кроме того, ОАК намерена осуществить в ОЭЗ проект единого центра кастомизации гражданских самолётов. В числе потенциальных партнеров «Промтех-Ульяновск» -самолетостроительные и вертолетостроительные предприятия соседних регионов – Казани (КАПО), Самары, а также «Пермский моторостроительный комплекс».